Синтез военной и научной деятельности: Дмитрий Карбышев и Виктор Миркискин

Генерал карбышев. солдат, учёный, патриот Д.М. Карбышев

Гражданская война на Балтийском море

Обратите внимание на модель английского торпедного катера CMB-62. Тип «береговой моторный катер» соответствует назначению: атака небольшим быстроходным катером кораблей противника в его военно-морских базах

Основные черты: малые размеры, мощный бензиновый двигатель в 250 л.с., реданный выступ, уменьшающий площадь контакта с водой. Однако достоинства диверсионного средства оборачивались плохой мореходностью, малой дальностью и необходимостью носителя. Кроме того, поставить на маленькие катера нормальные трубчатые торпедные аппараты просто невозможно.
Британские инженеры нашли решение проблемы – глиссирующие катера получили кормовые желоба, из которых выбрасывалась не носом, а хвостом. Катер в момент запуска должен был идти со скоростью не менее 17 узлов. В момент выброса включался двигатель торпеды, и она начинала нагонять катер. После сброса катер резко отворачивал в сторону, а торпеда сохраняла исходное направление, одновременно принимая заданную глубину и увеличивая ход до полного. Такой способ боевого применения торпедного оружия пригоден для поражения неподвижных судов на рейде или в порту, но никак не для атак конвойного ордера. Опять-таки, в отличии от катеров, оснащённых классическим трубчатым торпедным аппаратом, у CMB нет возможности атаковать из засады или с малого хода.

К сожалению, осмотр английского катера впечатлил советских теоретиков – приверженцев стратегии «малой морской войны» и «асимметричного ответа линкорам Антанты». Технические решения, заимствованные у английского CMB, легли в основу конструкций советских торпедных катеров реданной схемы. В 1927 году известный авиаконструктор А.Н. Туполев создаёт катер Ш-4, вооружённый двумя торпедными аппаратами желобкового типа для 450-мм торпед образца 1912 года. Отличный скоростные характеристики обеспечивают ему два бензиновых двигателя «Райт-Тайфун» производства США. Спустя два года Туполев представляет новый глиссирующий дюралевый катер Г-5, вооруженный двумя 533-мм торпедами в кормовых желобах. По сути, это улучшенная модификация Ш-4.
В общей сложности ВМФ СССР получил 84 Ш-4 и 321 Г-5. Ответ на вопрос о том, зачем стране такое количество лёгких сил, нужно искать в экономике. В конце 1920-ых годов СССР был бедной аграрной страной, находившейся в кольце враждебных государств. Жалкие остатки флота Российской империи не могли тягаться с линейными силами флотов капиталистических государств. Судостроительная промышленность не могла обеспечить Красный Флот новыми кораблями. Все её немногочисленные предприятия занимались строительством торговых судов. Отсюда, из экономических предпосылок, и возникла идея о том, что соединения кораблей Антанты встретят у советских берегов сотни дешёвых быстроходных торпедных катеров и подводных лодок, атакующие агрессора в районах минно-артиллерийских позиций, за которыми укроются советские линейные силы.

Публикация «Классный час „День памяти генерала Д, М, Карбышева“» размещена в разделах

  • Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
  • Классный час
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

Мемориальную доску и памятный знак матери Героя Советского Союза Александре Ефимовне Карбышевой открыли в преддверии 68-й годовщины Великой Победы в Павлодаре.

4 слайд. Знаете ли вы, как учился Д. М. Карбышев в Николаевском военно-инженерном училище?

5 слайд. Карбышев блестяще закончил кадетский корпус и в 1898 году был принят в Петербургское Николаевское военно-инженерное училище. Два года длился курс инженерного училища. Кроме теоретических и общеобразовательных предметов было много специальных — фортификация, Подрывное и минное дело, военные сообщения (дороги, железнодорожное дело, мосты, переправы, телеграфия и другие средства связи. Много внимания отводилось практическим занятиям и строевой подготовке.

Осенью 1900 года Дмитрий с отличными оценками по всем предметам закончил по первому разряду Николаевское инженерное училище и получил звание подпоручика.

6 слайд. Знаете ли вы, что во время Гражданской войны был Награжден 2 золотыми часами с надписью «КРАСНОМУ БОРЦУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» и «ЧЕСТНОМУ ВОИНУ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ»

В 1920 году, будучи начальником инженеров 5-й Армии Восточного фронта, Д. М. Карбышев руководил инженерным укреплением Забайкальского плацдарма, созданного 30-й Иркутской и 35-й стрелковыми дивизиями против японских интервентов и белогвардейских банд атамана Семенова, за что Реввоенсоветом 5-й Армии был награжден золотыми часами с надписью: «Красному борцу социалистической революции от ВЦИК». Это была первая награда Д. М. Карбышеву от молодой Республики Советов.

На фото: С. Гусев, М. Фрунзе и Д. Карбышев (сидят слева направо) среди красногвардейцев на трофейном танке «Сфинкс», захваченном у врангелевцев. 1920г.

7 слайд. Знаете ли вы?

После окончания гражданской войны. Занимая ряд руководящих постов в центральных управлениях Красной Армии, с 1923 года непрерывно ведет педагогическую и научную работу. Д. М. Карбышев был преподавателем и возглавлял кафедру в военной академии им. М. В. Фрунзе, Военно-воздушной академии, академии Генерального штаба, написал около ста книг и научных статей по разным отраслям военно-инженерного искусства. К концу 1930-х годов Дмитрий Карбышев считался одним из виднейших специалистов в области военно-инженерного искусства не только в Советском Союзе, но и в мире. В 1940 году ему было присвоено звание генерал-лейтенанта, а в 1941 года – степень доктора военных наук.

8 слайд. Знаете ли вы что-нибудь о звезде Карбышева?

Еще в юностиД. М. Крбышев сказал однокурснику Григорию Вискунову: «Хочу найти свою звезду. У каждого человека должна быть своя путеводная звезда!»

9 слайд. Между Марсом и Юпитером совершает путь по околосолнечной орбите малая планета № 1959 — Карбышев.

10 слайд. Знаете ли вы, что гора на Сахалине названа в честь Карбышева?

11 слайд.Знаете ли вы, почему памятник Д. М. Карбышеву в Маутхаузене создан в виде человека, скованного ледяной глыбой? (рассказывают)

Впервые стало известно о гибели Карбышева через год после окончания войны. 13 февраля 1946 г. майор канадской армии Седдон Де-Сент-Клер, находившийся на излечении в госпитале под Лондоном, пригласил к себе представителя Советской миссии по делам репатриации в Англии, чтобы сообщить «важные подробности».

Майор Седдон Де-Сент-Клер оказался одним из нескольких десятков военнопленных, кому удалось выжить в страшную ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен.

«Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее бельё и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замёрзшие или с размозженными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев», — рассказал канадский майор.

12 слайд. Последние слова генерала были обращены к тем, кто разделял вместе с ним страшную участь: «Бодрей, товарищи! Думайте о Родине, и мужество вас не покинет!».

Боевая деятельность в новой военно-политической обстановке

С завершением Гражданской войны главным стала «подготовка инженерной обороны Украины и защита железных дорог»98. Занимался этими вопросами Карбышев. Он же выступал в качестве консультанта М.В. Фрунзе и работников штаба войск Украины и Крыма.

В марте 1921 г. Д.М. Карбышев подготовил доклад в Управление инспектора инженеров РККА о «батарейных работах». В нем говорилось о необходимости начать строительство инженерных сооружений береговой обороны. В связи с этим Дмитрий Михайлович проводил рекогносцировку побережья Черного моря в Крыму, а затем руководил подготовкой оборонительных рубежей Черноморского побережья Кавказа. При решении вопроса о характере инженерного оборудования береговой обороны Д.М. Карбышев выдвинул идею создания хорошо оборудованной в инженерном отношении базы для подводных лодок, миноносцев и быстроходных малых катеров . С этой целью Д.М. Карбышев предложил следующее:

а) создание Севастопольского укрепрайона с восстановлением фортов крепости; б) создание Керченского укрепрайона с преграждением Керченского пролива и восстановлением крепости Керчь;

в) преграждение минным заграждением и огнем батарей входа в

Перекопский залив, как подступ к Перекопскому перешейку;

г) границы Черноморского укрепрайона расширить на восток до

Херсона и в нем кроме постройки Одесского узла и береговой обороны предполагается постройка Днепровского рубежа»100.

Доклад о «батарейных работах» явился результатом обобщения Карбышевым приобретенного в первую мировую и Гражданскую войны боевого опыта. По этому поводу, он писал: «Опыт войн (Первой мировой империалистической и Гражданской в СССР — автор) показал, что тыловые -позиции приносят по многим причинам мало пользы, так как войсками не используются. Центр тяжести должен быть перенесен на поспешное укрепление позиций войсками перед боем, а также на подготовку позиций в ближайшем тылу. Быстрота работы требует строгой организации и системы»101. Итогом этих обобщений была публикация Карбышевым систематизированного материала в журнале «Армия и Революция» в 1921 г.

В период работы под руководством М.В. Фрунзе, когда постоянно приходилось сочетать практику с теоретическим обоснованием опыта прошлого для решения новых задач, творческая натура Д.М. Карбышева предопределила его активное включение в военно-научную работу. Ряд высказанных, в том числе в печати, положений и отдельных предложений в области военно-инженерного искусства вызывал возражения других специалистов. В результате разворачивались дискуссии, разгорались споры на совещаниях и на страницах военных журналов.

Учеба и становление Д.М. Карбышева как военного инженера

Д. М. Карбышев родился 14 октября 1880 г. в Омске (См. приложение № 1.). Был последним (пятым) ребенком в семье Михаила Ильича Карбышева и его жены Александры Ефимовны. Рано потерял отца (1892 г.). Мать, в тяжелейших условиях «поставившая на ноги» всех оставшихся с нею детей, умерла в 1905 г.

В одиннадцатилетнем возрасте, Дмитрий Михайлович, следуя семейной традиции, поступил в 1891г., в Сибирский кадетский корпус, позднее переименованный по местонахождению в Омский. Здесь он был единственным «приходящим» кадетом. Ему запретили жить в интернате, бесплатно учиться, получать обмундирование и питаться в столовой за казенный счет.

Вот как об этом писал Дмитрий Михайлович в автобиографии: «В 1887 г. мой брат Владимир за политическую работу в Казанском университете был арестован и посажен в тюрьму. В связи с этим семья наша была под надзором полиции. Я в виде исключения один не был принят в кадетский корпус для обучения за счет казны, хотя мать овдовела и имела скудные средства для моего воспитания. Моя сестра Евгения вышла замуж за политического ссыльного» (См. приложение № 1.).

В годы учебы пришлось перенести много лишений. Только через три года, в 1894 г., командование корпуса за успехи в учебе признало Дмитрия Михайловича Карбышева полноправным кадетом.

Важными для исследования процесса формирования личности будущего ученого представляются воспоминания дочери Елены Дмитриевны о рассказах отца относительно того времени.

«…Рассказывал отец увлекательно, образно. Слушая его, отчетливо представляла далекий заснеженный сибирский город, темные, пустынные, в снежных сугробах улицы. Защищая лицо от колючего ветра, в тонкой шинели, в ботинках бежит мальчик, за спиной у него ранец. Это папа. Несколько кварталов отделяли дом, где жила семья Карбышевых, от Сибирского кадетского корпуса. Он был единственным кадетом, которому не предоставлялось права жить в корпусе и получать пособие. Но горячее желание получить образование помогло ему преодолеть все трудности. Он хорошо учился…»23

Дмитрий Михайлович считался одним из лучших учеников по рисованию, охотно рисовал не только на уроках по этому предмету. Он мог легко и быстро набросать карандашом карикатуру, остроумный шарж на товарища, а подчас и на педагога. Изобличенного карикатуриста наказывали. Однако он не унимался, был в своих рисунках по-прежнему колок и дерзок.

Сибирский кадетский корпус (См. приложение № 2.) со времени своего основания прочно сохранял репутацию одного из лучших в России военно-учебных заведений. В нем сочетались общепедагогические начала воспитания с подготовкой питомцев к переходу в военное училище.

Кроме строевых занятий, которые преимущественно проводились на лагерных сборах, преподавались гимнастика, фехтование, плавание и топография.

Валериан Владимирович Куйбышев

Полевой армейский 6-кратный призменный бинокль, изготовленный фирмой «К.П.Герцъ» в Санкт-Петербурге в 1913 году. На основании левого окуляра – клеймо в виде двух перекрещенных винтовок. Футляр кожаный, с карманом на крышке для компаса. Оптический прибор принадлежал члену РВС Восточного фронта Валериану Куйбышеву.
В 1917 году Валериан Куйбышев приехал в Самару, где возглавил Самарскую организацию РСДРП и был избран председателем Совета. В октябре 1917 года участвовал в установлении советской власти в Самаре, был председателем Самарского революционного комитета и губернского комитета партии большевиков. С 1919 года Валериан Куйбышев стал членом Реввоенсовета (РВС) Южной группы Восточного фронта РККА, воевавшей против войск правительства адмирала Колчака, руководил обороной Астрахани, затем руководил войсками в Средней Азии.

Оцените статью